Самое главное и бесспорное достоинство нового отечественного фильма "Авантюристы" – фантастически прекрасная операторская работа. Старинные городки и идиллические пейзажи Мальты и Сицилии выглядят на экране такими же волшебными, как и в реальной жизни, а эпизоды глубоководных погружений невероятно красивы и по-настоящему завораживают. Проблема только одна, но большая: полнометражная художественная картина могла привлечь внимание зрителей живописным экзотическим местом действия лишь до конца 1980-х годов. Потом очень бурными темпами начал развиваться туризм, а также фото- и видеотехнологии. В результате сегодня даже россияне среднего достатка могут позволить себе неделю отдыха в двухзвездочной гостинице (проще говоря, сарае) какой-нибудь не слишком далекой экзотической страны, запечатлеть увиденные там красоты на цифровую видеокамеру и выложить запись в Интернете. Так что живописными надводными и подводными пейзажами в наше интересное время никого не удивишь, а все остальные достоинства "Авантюристов" более спорны.

Поначалу наибольшее недоумение у меня вызвал жанр новой отечественной ленты. Первый час экранного времени я безуспешно пыталась понять, что же все-таки смотрю – исключительно вялый экшен или на редкость неэмоциональную мелодраму. Но, когда я уже отчаялась найти ответ на мучивший меня вопрос, внезапно выяснилось, что "Авантюристы" – это классический детектив. Безусловно, неожиданность многих сюжетных поворотов обусловлена не столько мастерством сценаристов, сколько давним зрительским недоверием к возможностям современного российского кинематографа, однако эффект внезапности все равно срабатывает. Да и мораль фильма, хоть и излишне прямолинейна, но все равно абсолютно верна: лучшее средство самозащиты – мозги. Человек, который умеет думать, даже из самых опасных передряг выберется без особого ущерба и даже с некоторой выгодой для себя, а людей, не привыкших анализировать все, что они видят и слышат, не спасет даже скорострельная базука. Если новая отечественная картина поможет хоть одному зрителю понять эту простую истину, – значит, кинематографисты работали не зря.

Вот только любая мораль убедительна настолько, насколько достоверна история, следствием которой она является, а у "Авантюристов" в данном отношении имеются огромные проблемы.

Когда я окончательно разобралась, о чем же все-таки повествует сценарий новой отечественной ленты, то мне показалось, что изначально его героями были люди лет двадцати пяти – тридцати: именно для них характерны резкие смены настроения, готовность пожертвовать сотней синиц в руках ради тени журавля в небе, умение быстро приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. Но (видимо, ради большего кассового потенциала фильма) для исполнения главных ролей пригласили актеров постарше, и история сразу же стала гораздо менее достоверной: на четвертом десятке люди обычно ведут себя более осмотрительно. Порывистость и безрассудство – удел молодых, а вместе со зрелостью приходят сдержанность и осторожность.

Изменение возраста не повлияло лишь на достоверность поступков Андрея (сыгранного Денисом Шведовым) – вечно занятого топ-менеджера. В двадцать пять – двадцать восемь лет это был бы увлеченно строивший карьеру парень, еще не забывший своих детских мечтаний о дальних морях и таинственных кладах. В "Авантюристах" Андрей уже добился очень многого, но понимает, что достиг служебного "потолка" и выше не поднимется, что бы ни сделал. Отсюда и парадоксальное сочетание служебного рвения с откровенным пофигизмом. Так что все логично.

Увы, образы главных героев, Макса и Кати, получились гораздо менее убедительными. Если бы Кате было, скажем, лет двадцать пять, то ее история выглядела бы абсолютно очевидной: девочка из приличной семьи окончила институт, отметила это событие отдыхом на Мальте, вскоре после возвращения домой вышла замуж за вполне обеспеченного человека и три года прожила с ним спокойно – пожалуй, излишне спокойно. Но Светлане Ходченковой пусть немного, но за тридцать, и это значит, что до поездки на Мальту и удачного брака ее героиня как-то жила, где-то работала (кем, кстати, – официанткой или бухгалтером?) и кого-то любила. Пережитое в прошлом не может не влиять на нынешние поступки Кати.

С Максом все еще сложнее. История инструктора до дайвингу в возрасте до тридцати совершенно очевидна – не очень хорошо учился в школе, занимался спортом, успешно отслужил в армии, потом поступил в туристический колледж и, приехав на практику на Мальту, ушел в свободное плавание: климат чудесный, продукты экологически чистые, туристки красивые, чаевые щедрые, чего еще желать? Если здесь надоест – уедет на соседнюю Сицилию или в далекую Доминикану, а если и это наскучит, то продолжит учебу.

Но играет Макса сорокалетний Константин Хабенский, которому, несмотря на все усилия, не удается скрыть собственную интеллигентность. Если такой человек несколько лет трудится на непрестижной, низкооплачиваемой и бесперспективной должности инструктора по дайвингу на провинциальной Мальте, – значит, в далеком или недалеком прошлом он был так сильно бит Судьбой головой об стену, что сейчас рад и этой безнадежной жизни. Честно говоря, при данном раскладе прошлое Макса мне гораздо интереснее его настоящего…

Вообще-то, нет ничего плохого в том, что режиссер и продюсеры решили сделать персонажей старше и, значит, сложнее и глубже. Но это было бы замечательно при одном условии: если бы Буслов, Хабенский и Ходченкова в компании со сценаристами и, возможно, продюсерами дополнили бы изначальный замысел, придумав главным героям судьбу и жизненный опыт. Увы, ничего подобного не произошло, поэтому Макс и Катя выглядят на экране людьми без прошлого и ведут себя несоответственно возрасту.

Я абсолютно согласна с тем, что жанр экшен-детектива имеет свою специфику, и излишний реализм в данном случае противопоказан. Поэтому я не придираюсь, например, к самому заезженному клише подобных историй – к тому, что любители практически сразу сумели найти сокровище, которое на протяжении десятилетий безуспешно искали опытнейшие охотники за подводными кладами. Жанр есть жанр, и те, кому он не нравится, должны смотреть что-нибудь более им симпатичное. Но условность событий ни в коем случае не отменяет правду характеров, а с ней у "Авантюристов", увы, очень большие проблемы.

Поначалу я считала, что ситуацию усугубляет еще и слишком упрощенная игра Константина Хабенского. Спору нет, в экшене исполнители работают на порядок более условно, чем в психологической драме, но я все равно думала, что актер показал своего героя очень уж примитивным. Только досмотрев картину до конца, я поняла, что Хабенский сделал все правильно. После пережитых испытаний Макс, по сути, уже не человек, а двоичный код: черное – белое, минус – плюс, ноль – единица. Все, что мешает осуществлению цели, должно быть беспощадно уничтожено, а все, что помогает, нужно и полезно. Когда в одном из эпизодов Макс орал Кате, что ничего не может ей дать, то был абсолютно искренен и имел в виду не столько деньги, сколько эмоции. Любовь и забота требуют немалого расхода душевных сил, а человек, живущий так, как герой новой отечественной ленты, давно уже сгорел дотла, бросив на решение своих проблем все физические и духовные ресурсы, которыми мог бы поделиться с любимой. Безусловно, в жизни случается всякое, в том числе и то, чего не случается вовсе, так что у Макса тоже могла сохраниться хоть частичка души. Но чтобы убедить в этом зрителей, сценаристы, режиссер и актер должны были очень хорошо потрудиться, дабы показать, что и почему осталось у человека, который долгие годы жил так, как главный герой "Авантюристов". Увы, ничего подобного не произошло, поэтому в возможность духовного возрождения Макса абсолютно не верится.

Проблемы сценария усугублены недочетами режиссуры. Спору нет, действие развивается динамично, но очень уж монотонно с точки зрения эмоций. События на экране разворачиваются головокружительные – конфликты, погони, поиски, погружения, возрождение былых чувств – а показано это все с одним благостным настроением: море, солнце, красота… "Авантюристам" отчаянно не хватает резкости и жесткости, что очень обидно: зрители по-настоящему сочувствуют только тем героям, которые попадают в действительно серьезные передряги. А если на экране сплошное раздолье и рассветы-закаты, то волноваться абсолютно не о чем.

А еще в новом отечественном фильме меня очень сильно, хотя и совершенно субъективно, удивил финал. По моему скромному мнению, все люди делятся на две категории: одни предадут близких при первом же удобном случае (неважно, идет ли речь о наследстве в миллион долларов или о возможности работать на полчаса меньше при сохранении прежней зарплаты), другие расшибутся в лепешку, но своих всегда спасут. Вторые могут со временем измениться к худшему, но первые принципиально неисправимы: предательство – это привычка. Так что связываться с предателями я бы никому не советовала и сильно удивляюсь тому, что создатели новой отечественной картины придерживаются иной точки зрения. Но это, конечно, чисто субъективное мнение.

А в общем и целом "Авантюристы" получились красивыми и по меркам жанра неглупыми; нужно только помнить, что замысел кинематографистов прояснится лишь примерно через час экранного времени. Эту картину обязательно должны посмотреть поклонники сыгравших в ней актеров, а также любители красивых мелодрам и экзотических пейзажей. Экшен в картине есть, но достаточно вялый, поэтому он порадует не всех поклонников жанра. Ценителям артхауса лучше не тратить зря время и деньги.