Сериалы, особенно долгоиграющие, я не смотрю: нет времени; поэтому о ситкоме "Кухня" не знаю практически ничего. Тем не менее, знакомиться с киноверсией популярной телевизионной комедии я шла с некоторым предубеждением – просто потому, что фильмы, созданные на основе даже самых известных телесериалов, редко бывают удачными. (Особенно неприятные воспоминания у меня остались от "Глухаря в кино".)
Но из каждого правила есть исключения, и "Кухня в Париже" оказалась на удивление качественной. Вот что происходит, когда все без исключения кинематографисты строго следуют законам жанра, в котором работают!
Строго говоря, сценаристы "Кухни в Париже" использовали лишь один сюжетный ход: герои раз за разом попадали в безвыходное положение, из которого успешно выбирались. Поэтому лично мне смотреть новую отечественную картину было немного скучновато. Но в целом данный сюжетный ход вполне удачен и эффективен; при этом сценаристы отнеслись ко всем проблемам своих персонажей с должным уважением, так что даже я сочувствовала незадачливым кухмейстерам, которые снова и снова вытягивали себя за волосы из болота. Конечно, без ненаучной фантастики в сценарии не обошлось, но в комедии подобное вполне допустимо, а вот совершенно очевидных противоречий здравому смыслу я не заметила. Думаю, сопереживать героям "Кухни в Париже" будут все люди, которые хоть раз в жизни попадали в безвыходное положение, то есть зрители любого пола, возраста и социального статуса.
Есть у сценария и еще одно несомненное достоинство, редкое не только в отечественном, но и в зарубежном кинематографе: одни и те же события можно понять совершенно по-разному. Например, на первый взгляд почти все действия владельца ресторана кажутся цепью бессмысленных глупостей, но если немного подумать, то складывается впечатление, что это до мелочей продуманная стратегия, в которую босс, отличающийся не только хитроумием, но и большой личной вредностью, просто не посвящал подчиненных. Подобных ситуаций в "Кухне в Париже" еще немало. Неоднозначность я считаю одним из важнейших достоинств художественного произведения, и увидеть настолько многоплановую историю не в артхаусе, а в киноверсии телесериала было неожиданно и очень приятно.
Режиссура тоже вполне качественна. Дмитрий Дьяченко, создатель таких известных лент, как "День радио" , обе части дилогии "О чем говорят мужчины" и "Быстрее, чем кролики", свою новую работу тоже сумел сделать динамичной и (по меркам комедии) вполне достоверной. Конечно, мир "Кухни в Париже" не очень похож на привычную для нас реальность, но это действительно мир со своими радостями и проблемами, а не разрисованный задник балагана. Большего в комедии не нужно, а необходимый для данного жанра баланс между условностью и реализмом постановщик выдерживает если не идеально, то очень хорошо.
Все без исключения актеры работают, а не валяют дурака, и относятся к проблемам своих героев очень серьезно – так и нужно в хорошей комедии. Особенно мне понравился Дмитрий Назаров, прекрасный как рассвет в роли талантливого повара и толкового начальника, временами страдающего от приступов депрессии и неуверенности в себе. Поклонники французского кино наверняка будут рады увидеть неотразимого Венсана Переса, сыгравшего здесь небольшую, но очень колоритную роль.
Работы оператора, художника и художника по костюмам вполне достойны, а подборка ретро-саундтрека просто шикарна.
Во всем этом великолепии есть только три недостатка: один незначительный и два серьезных. Они типичны для ситкомов, но в полнометражном кинофильме смотрятся совершенно неуместно и очень плохо влияют на впечатление от увиденного.
Во-первых, крайне неприятно выглядят звучащие в картине шутки ниже пояса, без которых вполне можно было обойтись.
Во-вторых, герои "Кухни в Париже", как и всех комедийных сериалов, не меняются – сколько бы сотен серий ни прошло, они полностью сохраняют все свои слабости, странности и недостатки. В реальной жизни так не бывает: все пережитое накладывает на людей неизгладимый отпечаток, а в художественном кинематографе перемены героев к лучшему или худшему – один из самых популярных и перспективных сюжетов как для развлекательных лент, так и для артхауса. Но если персонажи ситкомов со временем станут взрослее, умнее, серьезнее, ответственнее и увереннее, то больше не будут попадать в нелепые ситуации, которые радовали зрителей в начале сериала, и сценаристам придется придумывать иные проблемы и конфликты. Этого никогда не делают, поскольку нет гарантии, что новые повороты сюжета понравятся поклонникам так же сильно, как и прежние. Но данный подход загоняет создателей сериала в другую ловушку: приобретя огромный жизненный опыт и блистательно решив множество проблем, герои остаются такими же бестолковыми раздолбаями, как и в начале, словно все пережитое вообще на них не повлияло. В реальной жизни подобное возможно только с людьми, которые страдают провалами в памяти, и каждая новая серия ситкома делает происходящее на экране все менее достоверным… Лично мне при просмотре "Кухни в Париже" было довольно странно видеть, что многоопытные сотрудники одного из лучших московских ресторанов постоянно ведут себя как бестолковые новички – не бывает так в жизни, и все тут.
Но даже это еще полбеды. Гораздо хуже то, что проблемы героев новой отечественной комедии почти не имеют отношения к реальным трудностям, с которыми сталкиваются большинство россиян. История о жизни, любви и работе простых сотрудников ресторана – это лишь фон, который можно наполнить самыми разными шутками, а в данном случае все они касаются лишь узкопрофессиональных или очень уж общечеловеческих сложностей. Для ситкома подобное вполне типично: трудясь на телевидении с его жестким графиком, невозможно следовать принципу: "Утром в газете – вечером в куплете"; создателям долгоиграющих сериалов просто не хватает времени на злободневность.
Однако в кинематографе правила иные, и полное безразличие создателей полнометражной художественной ленты к реальному миру и его трудностям всегда не лучшим образом сказывается на впечатлении от их работы. Все-таки, как ни крути, лучшие комедии высмеивают (порой в достаточно завуалированной форме) важнейшие проблемы современности, и чем это делается острее и злободневнее, тем смешнее получается фильм. Если же кинематографисты не хотят обращать внимание зрителей на самые мерзкие и нелепые особенности мира, в котором живут, их картины оказываются однодневками, которые забываются через неделю после премьеры.
Какая судьба ждет "Кухню в Париже", я предсказать не берусь, так как не знаю, что окажется важнее для зрителей – мастерство кинематографистов или полная бессмысленность сюжета. Впрочем, как бы то ни было, в современном отечественном кинематографе качественно сделанные комедии – это очень большая редкость, и новую отечественную ленту обязательно должны посмотреть все любители жанра и те зрители, которые ходят в кинотеатр отдыхать после тяжелого трудового дня. Поклонникам артхауса лучше предпочесть что-нибудь другое.