Новый отечественный фильм "22 минуты" – это приключенческий боевик. Хотя подобные картины в США и других странах снимали и раньше, но пик популярности данного жанра пришелся на 80-е – первую половину 90-х годов. Самыми большими кинозвездами тогда считались крутые парни: Харрисон Форд, Арнольд Шварценеггер, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне – им подражали все мальчишки, о них мечтали все девушки. А в нашей стране не меньше любили и экшен-кинозвезд лент класса "Б": Чака Норриса, Жана-Клода ван Дамма, Марка Дакаскоса. Кинопрокат в последние годы существования СССР и вскоре после его распада практически не существовал, а нелегально скопировать видеокассеты для видеотек (сначала подпольных, а потом кооперативных) было проще с второсортных поделок, чем со знаменитых блокбастеров.
Конец популярности историй о крутых парнях, способных кулаками и пистолетом победить сотню вооруженных автоматами бандитов, положило развитие компьютерных технологий и последовавший за ним бум фантастического кино. Искусственно смоделированные спецэффекты не подвергали опасности жизни каскадеров, что было очень выгодно продюсерам, и на радость зрителям получались гораздо более впечатляющими, чем обычные погони и драки. Так что кинематографическая мода изменилась очень быстро, и сегодня былые экшен-герои, как и любой морально устаревший товар, продаются лишь оптом (например, во франшизе "Неудержимые").
В современной России кинопрокат работает вполне успешно, и зрителям прекрасно известны все популярные тенденции мирового кино, так что наших земляков трудно удивить крутыми боевиками. Другое дело, что особого выбора у российских кинематографистов нет: денег на спецэффекты голливудского уровня им явно не хватает, вот и приходится снимать приключенческое кино, надеясь, что вихрь захватывающего экшена так увлечет зрителей, что их абсолютно не обеспокоит отсутствие навороченных спецэффектов. Что ж, за неимением гербовой пишут на простой…
А еще в приключенческих картинах можно рассказать зрителям об их замечательных земляках и современниках – сильных, смелых и добрых парнях, способных защитить Добро даже от самых опасных злодеев. Вот только воспитание патриотизма – очень сложное дело, и под силу оно лишь настоящим профессионалам, умным и опытным…
Новая отечественная лента "22 минуты" создавалась с исключительно благородной целью – запечатлеть на экране подвиг российских моряков, которые в 2010 году освободили захваченный пиратами танкер. Это и в самом деле по-настоящему героический поступок; увы, важность и значимость события отнюдь не гарантирует качество посвященного ему фильма.
Незадолго по премьеры создатели "22 минут" опубликовали письмо, в котором сообщили, что прокатная компания "ЦПШ" без согласования со съемочной группой резко сократила режиссерский вариант картины. Посмотрев прокатную версию, я, пожалуй, соглашусь с кинематографистами: результат действий "ЦПШ" и впрямь выглядит довольно странно.
Впрочем, разговор о новой отечественной картине нужно все же начать с ее главного достоинства – масштабной сцены штурма танкера российскими морпехами. Конечно, данный эпизод не избежал некоторой скомканности, свойственной всему нашему экшену постсоветского времени, но в целом смотрится эффектно и впечатляюще. Насколько реалистично происходящее на экране, я не знаю, но в приключенческом кино бытовая достоверность не слишком важна, а все события выглядят вполне убедительно. Увы, о большинстве других эпизодов "22 минут" этого сказать нельзя.
Некоторые недочеты ленты, по-моему, возникли еще на стадии написания сценария; упомяну лишь два из них. В одной из сцен, обсуждая тактику штурма, морпехи поняли, что легче всего им было бы проникнуть на корабль, когда все пираты собрались в одном месте. Увы, осуществить эту идею не удалось – не на проповедь же разбойников созывать! А затем, буквально через пару минут, зрители увидели, как подавляющее большинство захватчиков танкера собрались на намаз – обязательную для мусульман молитву, которая проходит пять раз в день в строго определенное время. Атакуй – не хочу!.. Так почему же этого не заметили российские вертолетчики, постоянно наблюдавшие за судном? И почему морпехов не проинформировали о важнейшей и очевиднейшей особенности пиратской жизни аналитики российских спецслужб? Я вполне допускаю, что в ходе обсуждения тактики захвата танкера был принят другой вариант, не требовавший собирать разбойников в одном месте, но зачем тогда в сильно сокращенной версии фильма понадобилось оставлять совершенно ненужный и бессмысленный диалог?
Но еще больше меня поразило неприязненное отношение сценариста к владельцам захваченного танкера, которые отказались заплатить пиратам выкуп. Простите, с каких это пор в России считается хорошим тоном идти на сделку с бандитами?.. Дело даже не в том, что получение выкупа разбойники воспримут как приглашение к дальнейшим захватам судов – гораздо важнее другое. Большинство людей соблюдают правила, поскольку ждут того же от окружающих, что вполне логично для законопослушных граждан. Но на преступников-то данный принцип не распространяется! Они предъявляют своим жертвам условия, но сами вовсе не собираются делать то, чего от них ждут, поскольку заботятся не о честной игре, а о собственной безопасности и благосостоянии. Так что даже если бы судовладельцы заплатили пиратам требуемые ими деньги, то вполне возможно, что негодяи все равно убили бы всех своих пленников или взорвали корабль. Это же бандиты, они законам не подчиняются!
Поэтому хозяева захваченного лайнера поступили абсолютно правильно, обратившись за помощью к военным морякам. Освобождать корабли и заложников – дело морпехов, а не бизнесменов; точно так же люди, у которых ограбили квартиру, идут в полицию, а не пытаются найти воров сами: у каждого человека и социального института – свои обязанности, и заниматься нужно тем, что лучше всего умеешь. Все, что должны были сделать судовладельцы в данном случае – предоставить морякам всю возможную информацию о захваченном судне и выполнять все распоряжения военных.
Впрочем, все вышеперечисленное – по сути, мелочи. Главная проблема "22 минут" заключается в ином. Безусловно, приключенческий боевик немыслим без динамичных экшен-сцен: такова специфика жанра. Но зрители проникаются уважением и симпатией к героям подобных картин не потому, что эти парни быстро бегают и высоко прыгают – на такое способны и зайцы, и кенгуру. Уважение и восхищение вызывают смелость, самоотверженность, ум и доброта крутых парней, которые рискуют жизнью, чтобы победить Зло, проявляя в столь непростом деле чудеса мужества и изобретательности.
Но в экшен-сценах в принципе нельзя показать благородство персонажей. Даже если актеры сами исполняют трюки, во время драк и погонь никому не под силу демонстрировать еще и душевную глубину своих героев. Все просто: зрители смотрят или на лица персонажей, или на то, что они делают, а совместить одно с другим невозможно.
Для раскрытия характеров героев необходимы эпизоды, показывающие их повседневную жизнь или подготовку к подвигу – в общем, все то, что компания "ЦПШ" вырезала из новой отечественной ленты, оставив лишь экшен-сцены. Результат вполне закономерен: в вихре приключений зрители не успевают даже научиться различать персонажей, не говоря уже о том, чтобы проникнуться к ним какими-то чувствами.
Особенно плохо сокращение фильма сказалось на истории моряков захваченного пиратами танкера. В жизни (и, не сомневаюсь, в режиссерском варианте картины) они сдались далеко не сразу – сначала пытались отбиться подручными средствами и, лишь поняв, что проигрывают, забаррикадировались в машинном отделении. А ведь пребывание там в течение многих часов без воды, еды, медикаментов и вентиляции – тоже безусловный подвиг! Но чтобы зрители это поняли, они должны были увидеть, как моряки сидят в железной камере без окон, пытаясь оказать первую помощь раненым и обсуждая свои дальнейшие действия. Увы, в прокатной версии ленты остался лишь один эпизод, показывающий жизнь добровольных узников, – тот, в котором несколько человек, поддавшись панике и не обращая внимания на противодействие коллег, пытаются выполнить приказ пиратов и открыть дверь машинного отделения. Как и следовало ожидать, этот приступ слабости (возможно, минутный), увиденный зрителями, запомнился им гораздо больше, чем оставшийся за кадром исключительный героизм экипажа в целом.
Так же мало внимания в прокатной версии фильма уделяется частной жизни освободителей танкера. Единственное исключение – морпех-первогодок, по воле сценаристов оказавшийся в плену у пиратов, но история любви молодого человека выглядит совершенно неубедительно и с бытовой точки зрения, и с психологической. Если парень во время первого года службы на флоте проявил такое мужество и изобретательность, как герой "22 минут", – значит, данные качества были свойственны ему и до ухода в армию. Раз возлюбленная бесстрашного морпеха этого не замечала, – значит, или она круглая дура, или какие-то недостатки кавалера были для нее на несколько порядков важнее его несомненных достоинств. В обоих случаях желание девушки, которая уже собралась замуж за другого, вернуться к прежнему поклоннику, ставшему героем, не выглядит особенно радостным событием: обычно подобные поступки объясняются корыстными соображениями, а не искренними чувствами. Так что порадоваться за смелого, доброго и изобретательного парня абсолютно не получается.
Есть у картины и еще одна проблема. Подвиг – это ведь победа не только над врагами и обстоятельствами, но и над собой. Увы, внутренних конфликтов в "22 минутах" явно маловато. Бесстрашные морпехи, в том числе и главный герой новой отечественной ленты, совершают подвиги потому, что такова их профессия; героизм замечательных парней от этого меньше не становится, но все их действия абсолютно предсказуемы. Поступки экипажа танкера удивляют больше: моряков торгового флота никто не учил отбиваться от пиратов, но в трудную минуту мирные люди сплотились и проявили исключительное мужество. Увы, в прокатной версии фильма этот безусловный подвиг остался фактически за кадром. В подобных обстоятельствах самым впечатляющим оказалось поведение одного из пиратов – забитого, невежественного паренька, который в трудную минуту сумел преодолеть страх и очень сильно помог русским морпехам. Эта сюжетная линия, хотя и занимает сравнительно немного экранного времени, получилась драматичной и эмоциональной, однако я очень сомневаюсь, что создатели новой отечественной картины хотели поведать зрителям именно о духовном перерождении раскаявшегося разбойника… А все остальные персонажи "22 минут" отличаются гораздо меньшей душевной глубиной.
Не знаю, насколько лучше оказался бы режиссерский вариант новой отечественной ленты, но ее прокатную версию, увы, трудно назвать удачной. Попробовать увидеть этот фильм могут самые страстные и нетребовательные любители экшена, а также поклонники сыгравших в картине актеров, готовые смотреть кино с участием своих любимцев, даже если они появляются на экране всего на пару минут. Остальные зрители наверняка сумеют найти в репертуаре кинотеатров что-то более интересное для себя.