Идет Великая Отечественная Война. 12-летний Иван наравне со взрослыми трудится в разведке, добывает важнейшие сведения, которые не могут получить разведчики постарше. Военные, с которыми работает Иван, понимая на какой риск каждый раз идет мальчик, хотят любой ценой убрать парня с фронта. Но Иван слышать не хочет о «мирной жизни», ведь на глазах маленького разведчика фашисты расстреляли его маму…
В 1961 году на «Мосфильме» произошло неприятное событие: после того, как отсняли тысячу полезных метров пленки, был закрыт фильм, который посчитали творческим браком. Фильм назывался «Иван», по рассказу Владимира Богомолова «Иван».
Сейчас остается только гадать, почему переснять эту ленту предложили молодому дебютанту Андрею Тарковскому, на счету которого была лишь дипломная работа «Каток и скрипка». Взявшись за работу, режиссер, засучил рукава и снял потрясающую картину.
На первый взгляд простую, но наполненную сложными символами ленту, с первых же сцен которой можно было сказать, что в мировой кинематограф пришел настоящий мастер. Вместе со своим сподвижником оператором Вадимом Юсовым, Тарковский создал запоминающийся визуальный ряд, так же был переработан и сценарий ленты.
Можно себе только представить, что чувствовал, работая над фильмом, режиссер-дебютант. Тарковский прекрасно понимал, что если съемки завершатся провалом, то вряд ли ему доверят серьезную работу в дальнейшем. Из воспоминаний Тарковского: «С другой стороны, для меня эта картина была как бы экзаменом. Для самого себя. Я серьезно, очень серьезно думал, что если картина не получится, вряд ли я останусь в кино. То есть сам бы не захотел остаться. Я был очень честолюбив в то время, очень верил в свою исключительность. Провала я бы не пережил.»
Но все обошлось… Фильм «Иваново детство» стал трагической, экзистенциальной поэмой, поразившей самого Жана Поля Сартра.
Но на съемках фильма трудно пришлось не только Тарковскому и Юсову, все свои силы, всю энергию отдал и молодой Коля Бурляев, которому, в то время, было всего 14 лет. Режиссер требовал от маленького актера не игры, а полной правды. Коле приходилось лежать в холодной мартовской грязи, ползать в осенних болотах, в одежде и ботинках плавать в ноябрьском Днепре… И все это ради того, чтобы достоверно передать образ необыкновенной личности — героя самопожертвования Ивана. Он бросил на кон все, он добровольно и с полным сознанием принес себя в жертву. Война для Ивана — это месть. Месть за уничтоженное на взлете детство, за гибель матери, за все то светлое и доброе, что должно быть у мальчишки… В мире взрослых, вынуждаемый страшными обстоятельствами именно ребенок предлагает себя на заклание, совершая тем самым почти что религиозный акт.
Одним из своеобразных «ноу хау» режиссера стали и сны Ивана. Сны, в которых мальчик видит свое прошлое: «Мама, там кукушка!» и запрокинутое лицо убитой матери, вода в колодце и грохот немецкого автомата, кони, жующие рассыпавшиеся по песку яблоки и грубая, непонятная немецкая речь…
После выхода в широкий прокат в июне 1962, «Иваново детство» стал сенсацией. Пресса восторженно писала о фильме, как о явлении в кино.
В Венеции фильм получил гран-при — «Золотой лев Святого Марка», а затем еще более десяти наград на различных зарубежных кинофестивалях: «Золотые ворота» в Сан-Франциско, «Золотая голова в Паленке» Акапулько 1963 года…
«Иваново детство» — фильм, который и сейчас невозможно смотреть без комка в горле, без боли в сердце за тех, кто безвозмездно пожертвовал собой, бросив на Алтарь Победы все: жизнь, свободу, счастье, детство… Прекрасный и пронзительный дебют одного из самых выдающихся русских режиссеров Андрея Арсеньевича Тарковского.
Иван до войны проходил у ручья,
Где выросла ива неведомо чья.
Не знали, зачем на ручей налегла,
А это Иванова ива была.
В своей плащ-палатке, убитый в бою,
Иван возвратился под иву свою.
Иванова ива,
Иванова ива,
Как белая лодка, плывет по ручью.
Арсений Тарковский. 1958 г.