Я не понимал, я ли вижу сон -
или меня видят во сне. И эта мысль приняла во мне
ужасные страдания, пока я не осознал,
что все это, в сущности, не имеет ни малейшего значения.
Барон Клаус фон Люгнер.
(цитата была стащена из книги Мэдсена
Шкатулка сновидений в коей и была эпиграфом.)
Нолан как фокусник! кажется что все уже раскрыто, и тут он вытаскивает монету у вас из-за уха — вы удивлены а ему все мало. На этот раз режиссер взялся полностью раскрыть темы лабиринта, начатую еще с Престижа. И если раньше его сдерживали рамки книги, то здесь он был полностью свободен.
На наших глазах персонажи проходят сквозь время, пространства, преодолевают всевозможные катаклизмы (перестрелки, обвалы, увечья, погони, драки в состоянии невесомости и еще много всего) но все же оказываются совершенно беспомощны перед атаками психологическими.
С первых кадров режиссура запутывает, но постепенно, втягиваясь, перед нами разворачивается, совершенно обособленный от нашего, мир, созданный Нолланом. Кобб с напарником крадут идеи людей, сама эта идея стоит того что бы ее украсть (что я думаю в скором будущем и случиться =_=). Но в силу стечений обстоятельств и драмы главного героя в скором времени они вступают в игру противоположного характера — идею они дарят. Цель довольна простая на вид, но сложно достижимая. В помощь себе они собирают коллектив таких же ассов своего дела как и они. И если да же все в их команде и гении (а так оно и есть) то выглядят это намного эффектней и уж точно обаятельней чем замусоленные и пафосные марвэлские «боги».
Основная тема самого фильма — драма главного героя, к которому проявляют заботу и уважения все члены команды, ставя его во главе действия. И действительно — Кобб единственный перс, о котором мы знаем если не все, то многое. Диалоги построены таким образом, что в какой то момент мне показалось что все это от начала и до конца- сон Кобба(Ди Каприо) — уж слишком много сочувствия проявляют все вокруг к этому персонажу. При чем совершенно заразного. Х)
Его напарник — Артур(Джозеф Гордон-Левит). Ганстреской внешности, вернее пародии на нее со своим пулеметом, лаком для волос и жилеткой в полоску. Верх обаяния и невозмутимости. Создается впечатление что его просто ничем нельзя взять врасплох, такой а-ля Фандорин ХД
Имитатор личность еще более таинственная — о нем ничего не знаем, за исключением опять же того сопереживания Коббу, но уже это дает нам настолько полный портрет его личности, что он кажется тебе добрым другом)
Архитектор. Девушка абсолютно неадекватная, склонная к самопожертвованию и абсолютно корявым рисункам =_=
Хотелось бы еще отметить персонаж Котийяр — по -моему эта актриса — алмаз. Настолько четко сыграть в ключе 2д-проекции…я бы по-любому сорвалась.
Так о чем же фильм.
О нуле. Начало, чисто в значении слова — это то чем начинается бытие или действие(2). В символизме это есть ноль.
Ноль -одна из тем фильма, как и лабиринт. Ноль здесь символически представлен сном. Ноль как самообман героев. С него все началось и им все и закончилось, при чем ничего не развилось и тем более не закончилось. В фильме нет действия(не как экшена- его здесь хватает, а как разрешения проблем героев не материального характера), особенно хорошо это отражено на времени. Основное время топчется на месте когда как в других пространствах идет борьба с собой, в итоге ни к чему не приводящая. Сын все так же любит отца, Кобб все так же винит себя и все больше зарывается в сон, а все остальные пытаются закрыть свои судьбы полнейшим футуризмом.
Автор говорит — сон не реальность, герой фильма не мог более жить в состоянии самообмана решается на преступление, по началу кажущееся пустяком а в последствии разросшееся в предательство и вину за него. При этом любовь осталась но и ненависть не появилась.
«Пустота ни имеет никакой формы, никакого восприятия, никакого ощущения, никакого хотения, никакого сознания…. не существует никакого сознания желания….. не существует никакого Пути, не существует никакой Мудрости, никакого достижения, ни недостижения…» (1)
На осознание этого у героя уходит 50 лет. Цифра кстати очень символичная в своем противоречии :
5- символ одухотворенности жизни, число вечной молодости
0 — число не имеющего за собой смысла.
Теперь о технической стороне ленты. Снято кино на высочайшем уровне. Нолан, Пфстер и Циммер в очередной раз создали невероятно приятную для глаз и ушей ленту. Кстати отчасти ее можно причислить к авторской =) Костюмы без нарочитого копирования ретро стиля, гамма без дурацкой сбитой контрастности. Все очень — очень стильно (особенно сцены на втором уровне снов). Спецэффекты безупречны, при чем жутко порадовали механические сф (тот же 2 уровень снов ХД). И не смотря на то что в фильме много сцен драк и боя- все это совсем не напрягало, а наоборот оживляло и напоминало гангстерские фильмы 30-х годов *_*.
Фильм не просто дает почву для мыслей, он заставляет мозг шевелиться а главное, действовать. Воодушевляет к покорению вершин и своих личных лабиринтов. А главное напоминает что у каждого, как бы далеко он не ушел в свои переживания, горе, невзгоды, черные мысли всегда под рукой должна быть та частичка, которая связывает нас с реальностью и она обязательно у каждого из нас есть. Возможно она не выглядит таким материальным как татем, ведь все здесь символично — нас может держать на плаву и чья то любовь, вера в нас, наши силы.