Лауреат премии «Оскар» в 7 номинациях, нашумевший «Список Шиндлера», снятый по реальным событиям времен Второй Мировой войны на территории Польши, вот уже больше семнадцати лет волнует и заставляет задуматься даже самого искушенного зрителя.

С момента окончания Второй Мировой войны минуло уже больше 65 лет, однако актуальность этой темы никогда не сойдет на «нет». Период, забравший столько жизней во имя безрассудной идеи, навсегда оставил кровавый след не только в истории, но и в памяти многих семей, пострадавших от ужасов войны. Как это заведено, когда очевидцев остается все меньше, привлечь внимание к столь важной теме во всю пытается кинематограф.

Стоит отдать должное, фильмов на тему Второй Мировой снято огромное множество, причем как довольно реалистичных, приближенных к документальным, так и попросту надуманных, где события войны являются лишь своеобразным первоисточником. И, к большому сожалению, большинство этих произведений кинематографа… скучны и мало кем востребованы. Нынешней молодежи не интересно смотреть на постановочные бои и кровавое месиво. Да, конечно, это вполне реалистичное отражение действительности, но не будем забывать, что основная функция кинематографа — развлекательная. Поэтому, снимая фильм на столь важную тему, нужно помнить не только о содержании, но и о форме.

Самым удачным примером идеального альянса этих двух частей, на мой взгляд, является картина Стивена Спилберга «Список Шиндлера».

Лента повествует о судьбе Оскара Шиндлера — члена нацистской партии и владельца фабрики по производству эмалированной посуды. Неизвестный, но хитрый Шиндлер пребывает в Краков за несколько дней до отправки евреев в гетто и успевает некоторых из них нанять себе в подчинение. Работники денно и ночно «штампуют» кастрюльки, за что получают менее пренебрежительное отношение со стороны солдат в гетто. Евреям — работа, неприкосновенность и возможность спекулировать в Кракове, а Шиндлеру — неисчерпаемые богатства в карман. И все бы хорошо, если бы не ужасы, творящиеся вокруг. В гетто творится полнейший беспредел. Не так говоришь — расстрел. Не правильно думаешь — расстрел. Генерал-губернатор в плохом настроении, а ты попался ему на глаза — расстрел. Мир, в котором не нашлось места целому народу, мир, в котором людей считают лишь их жалким подобием. Ликвидация гетто, Освенцим, газовые камеры и публичные расстрелы… тысячи людей ежедневно живут во страхе, что завтра все это случится и с ними, не находя поддержки ни в чем и ни в ком, кроме друг и друга и… загадочного Оскара Шиндлера.

Судьба целого народа, сосредоточенная в трех часах экранного времени. Спилберг совершает настоящее чудо, когда умело размещает в столь сжатом формате так много проблем. Каждая сцена этого фильма поражает. Каждый эпизод вызывает целый ураган смешанных чувств, от отвращения до восторга. Невозможно посмотреть эту картину и оставаться равнодушным. Четко продуманный психологизм, ассоциативность давят на правильные точки, и ты сам не замечаешь, как начинаешь ощущать себя «одним из», сочувствовать и сопереживать. И если даже раньше судьба еврейского народа мало волновала зрителя, то «Список Шиндлера» разделяет взгляд на эту проблему на «до» и «после» просмотра. Он заставляет задуматься, переосмыслить.

Не раз к глазам подступают слезы, не раз практически нутром ощущаешь эту великую, страшную боль, страх, опасение, обреченность. Десятки сцен, поражающих своей силой, тяжестью и великолепием одновременно. Девочка в красном пальто, которую провожаешь взглядом вместе с разочарованным Шиндлером. Дрожишь от страха во время женской дезинфекции в Освенциме. Благодарно плачешь на груди своего спасителя, когда он покидает тебя и провозглашает «свободен!». Подобные вещи способны тронуть и взять за живое даже самого черствого и сухого человека.

Тысячи семей, уничтоженных руками нацисткой партии. Тысячи трупов с застывшим в глаза вопросом «за что?». Ведь это так странно — считать, что люди могут быть хуже животных.

Тысяча жизней в руках одного-единственного человека. Бунтаря. Отчаянного. Чуточку сумасшедшего. Но до крайности, до самого предела, благородного, честного. Для еврейского народа Оскар Шиндлер как никто заслуживает звания героя, ведь, как известно, тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир.