«Если вы захотите измениться, выберите иной путь, посвятите жизнь борьбе за идеалы, вас по-другому будут называть — легендой… легендой» — поучал Анри Дюкарт будущего защитника Готэма в «Бэтмене: начало». Валерий Харламов в отличии от Человека-летучей мыши никогда не сбивался с пути и всегда знал, что будет заниматься только хоккеем и мечтал сыграть за сборную СССР против сборной Канады.. Тернистый путь к осуществлению этой мечты показан в фильме «Легенда N17» с поистине мифическим масштабом.

Что интересно, тем, кто действительно хочет узнать подробности жизни нашего прославленного хоккеиста, лучше сразу начать копаться в специальной литературе. Многие события в фильме в реальности развивались не так, многое переврано, приукрашено, упрощено или упущено. Режиссёр Николай Лебедев снял по сути первый в истории российского кинематографа фильм в жанре «пеплум». Но не просто «пеплум», а спортивный «пеплум». Главный герой вместе со сборной командой СССР выходят на лёд как средневековые воины на поле древней брани. Выходят как в последний раз. Сражаются до последней капли крови во имя спорта, страны, родных любимых и своего гениального полководца Анатолия Тарасова.

Несмотря на то, что в фильме «Легенда N17» главным героем по идее должен быть Валерий Харламов, это утверждение не соответствует истине. Ведь на деле их оказывается двое — Валерий Харламов и его тренер-наставник Анатолий Тарасов. Такое смещение акцентов вызвано как личностью Анатолия Тарасова, так и тем фактом, что его замечательно играет Олег Меньшиков. Он, исполняя роль тренера ЦСКА и сборной СССР, никак себя не сдерживает. Отрабатывает каждое движение, каждый жест, создавая внутри себя другую личность, совмещающую жёсткость и одновременно скрытую любовь к своим подопечным. Первое его появление запоминается надолго — мы видим его со спины, в чёрном пальто, с заглаженными аккуратно назад волосами — он идёт по спортивному комплексу спокойной, расслабленной походкой, в которой между тем чувствуется власть — крутость Тарасова в этот момент неизмеримо растёт. А уж когда показывают его лицом, и Меньшиков начинает говорить, чеканя слог, становится ясно — вот человек, который точно знает, как и что нужно делать.

И когда наступает решающий момент «Легенда N17» наконец-то перестаёт притворяться байопиком о Валерии Харламове и оборачивается историей о том, что сила духа, воля к победе, командная игра и ментальная связь со своим наставником способна смести любые преграды, побороть любые препоны разных самодуров. Эта история о феномене русского менталитета, когда, казалось бы, противник побеждает, но неожиданно у наших открывается «второе дыхание» и они дают отпор. Это успешное соединение «300 спартанцев» с отечественной версией четырёх частей «Рокки» в одном флаконе (особенно изображение канадцев похоже на изображение русских в «Рокки IV»). При этом энергетика просто бешеная, происходящее настолько захватывает, что забываешь обо всём на свете. Спорт, безусловно, это хороший манипулятор, что заметил ещё Нельсон Мандела, но признаться честно, очень приятный манипулятор. В разумных пределах, конечно.

У фильма есть недостатки. Начальные титры слишком мелкие. Некоторые сюжетные линии не до конца раскрыты (особенно с женой Харламова). Советская действительность показана с модным сейчас «фасоном». Финал, хоть и законченный, чувства завершённости не вызывает. Однако в данном случае это и не так уж важно: подобные «мелочи» просмотру не мешают, а сам фильм снят отлично, не скучен, не вызывает желания выключить после пяти минут просмотра, так что остальное не так уж и важно.