Мы встретились с режиссером Дмитрием Грачевым, чтобы поговорить про его новый фильм "Вычислитель". Пока проект находится в стадии постпродакшен, я расспросила Дмитрия о том, как создавалось это кино.

Дмитрий, вы снимаете фильм по одноименной книге Александра Громова "Вычислитель". Кто вам предложил ее экранизировать?

Об этом сценарии я узнал давно, еще в 2008 году, когда работал у Ани Меликян в кинокомпании "Магнум". Потом я прочел книгу Александра Громова, по которой и был написан сценарий фильма. Он меня безумно заинтересовал. Я очень хотел снять этот проект, но то денег не было, то нужно было снимать другие проекты, нарабатывать опыт и все-такое, потом кризис вообще поставил точку на производстве чего-то масштабного. Поэтому я долгое время вынашивал эту идею. Но работая на ВГТРК (Дмитрий главный режиссер канала Москва 24, прим. Ред.), получилось убедить продюсеров канала Россия обратить внимание на этот проект. И Дмитрий Медников, продюсер России, дал согласие. Начали работать, адаптировать книгу заново. Как только появились первые эскизы, я привлек Федора Бондарчука как продюсера, поскольку у нас сложились прекрасные отношения после фильма "Свадьба по обмену", в котором он играл как актер. А еще мы вместе работали на проекте "Сталинград", где я был режиссером секонд юнит. Там мы с ним сдружились, и я показал эскизы и первые наработки по проекту и сказал, что будет вот такой фильм. Его реакция была: "Это Что?" - "Это фильм Вычислитель"- "Кто снимает?" - Говорю: "Я!". Хотя на тот момент я еще не понимал, будем ли мы снимать или нет. Но я как-то заразил его проектом, а он легок на подъем, - в итоге он вошел в проект. Потом были мучительные переговоры, мы переписывали несколько раз сценарий. Сначала думали, что это будет четырех серийный сериал для канала Россия и кино, потом поняли, что такой объем очень дорого снимать, и решили сделать просто кино плюс телевизионную версию, но и это тоже оказалось дорого. Остановились на том, что снимем просто кино. В итоге продюсеры согласились, за что я им очень благодарен. Они верили в этот проект и, чтобы мы не придумывали, всегда нас поддерживали. Доверили. И не прогадают.

Кто еще выступал продюсерами данной картины?

Дмитрий Медников (канал Россия), Алексей Куренков (продюсер "Единая Медиа Группа" - это производящая компания, в которой я работаю), Дмитрий Рудовский и, ясное дело, Федор Бондарчук (Арт Пикчерс).

Так это будет научно-фантастический фильм?

Я бы сказал, что это скорее социальная фантастика. Думаю, что кино будет интересно широкому кругу зрителей. В нем есть элемент развлечения, для одной категории зрителей будут и чудовища, и инопланетные болота, и космические корабли. Для другой – мощная социальная история, такая антиутопия с множеством социальных проблем, поднятых на поверхность и волнующих наше общество. Даже конфликт власти и общества.

Все действие происходит на планете, где отсутствует смертная казнь, любое преступление карается высшей мерой наказания, во благо развития общества. Сама система управления планетой подчиняется ее Президенту. Самые лучшие условия созданы для жизни, но есть одно "Но" - постоянный контроль. И если человек оступается, то система выкидывает его на болото. Это очень гуманно, так как смертной казни не существует, заключенным предлагают пройти через болото к Счастливым Островам. И вот нашим героям предстоит пройти этот нелегкий путь. Возможно, они смогут добраться до островов, а возможно и нет.

Зачастую режиссер отступает от книги и выдвигает свою версию развития событий, базирующихся на основных героях и событиях, описанных в книге. Вы тоже пошли по такому пути?

Вообще, когда увидит фильм автор сценария Александр Громов, он не поверит в то, что это экранизация его книги, потому что сценарий очень сильно изменился с момента, когда мы приобрели права на книгу, и Александр написал нам сценарий. Сценарий переписывался очень много раз под картинку, под идею, вообще под этот мир. Базово – кино про борьбу человека и системы с очень интересной моралью, которую зритель узнает в конце. Сейчас в мире происходит много революций, и мы на фоне другой планеты начали размышлять на эту тему. Что такое система? Что такое власть? Естественно как любой фантастический фильм мы довели до максимума эту социальную матрицу.

Так о чем все же ваш фильм?

Уверяю вас, что это кино не про то, как 10 заключенных идут по болоту. Это фильм о любви, происходящей на другой планете, это репортаж из жизни вот этих людей в короткий период времени. Кино сделано в документально манере, но не так как в фильме "Ведьма из Блэр", или "Монстро", а с более богатым изобразительным рядом. Но, тем не менее, мне хотелось, чтобы было все более правдоподобным. Камера находится всегда близко к актерам, хорошо видны их эмоции. И я рад, что такие прекрасные актеры как Евгений Миронов, Анна Чипковская, Винсент Джонс, Никита Панфилов, Кирилл Казаков, Владас Багдонас, согласились помочь мне реализовать этот замысел. Всем актерам низкий поклон.

Расскажите о том, как вы подбирали исполнителей главных ролей.

О! Это отдельная песня... Полгода мы проводили пробы. Ужас какой-то. Были очень многие хорошие актеры. Но по разным причинам не могли никого утвердить. И вот Дмитрий Медников с Федором Бондарчуком предложили связаться Мироновым. Я, конечно, очень хотел, чтобы главную роль исполнил он, но был не уверен, что он заинтересуется подобным проектом.

Выслали ему сценарий "наобум". Просто запечатали в конверт и адресовали ему в Театр. Через два дня звонок. Назначили встречу. Долго обсуждали фильм. Я спокойно рассказал ему, как я его вижу. У меня к тому времени сложилась четкая картина, я представлял фильм с точностью до кадра. И в какой-то момент я понял, что если не Миронов, то мы уже закроем проект, не будем снимать. К счастью, Женя согласился.

Они вместе с Анной Чипковской внесли огромный вклад в развитие сценария. На чиках они приводили такие аргументы о том, почему так нельзя поступать их персонажам, что мне пришлось еще дополнительно прописать их любовные отношения, новые сюжетные повороты.

Второе чудо (а их на проекте было очень много и вообще чудо, что мы сняли этот фильм в этих условиях) произошло с Винни Джонсом. Нужен был актер, который мог бы сыграть жесткого, грубого, сильного человека, способного вселить страх. Мы были в отчаянии, так как не могли найти актера на эту роль, а он главный антагонист в картине. И уже оставалось недели две до съемок, как мой второй режиссер Лев Нечаев предложил позвонить Микки Рурку. Я говорю: "О класс", а сам думаю - ну все парень сошел с ума. А он в ответ: "Подожди, есть еще Винни Джонс". Я вообще не предполагал привлекать голливудского актера, но Лев как-то связал его со мной. Через три дня состоялся по скайпу наш разговор с Винни Джонсом. Я объяснил ему, в чем заключается его роль, сказал, что он будет играть плохого парня. На что он ответил: "Да, это очень оригинально! Давненько я не играл плохих парней!" (Смеется..). И, тем не менее, он приехал в Исландию. А за день до съемок мы встретились с ним и просто побеседовали на темы, никак не касающиеся съемок - о рыбалке, которая так хороша в этих краях. Он крутой. Увидите.

Все сложилось в последний момент.

Но все же почему вы ушли от истории, описанной в книге?

В самой книге финал был очень неясный, поэтому нам пришлось придумать новый финал. А как только ты придумываешь новый финал, нужно придумать заново все, что было до этого финала, чтобы все совпало и сложилось в пазл. В итоге все получилось…, но по-другому. По сути, у нас есть начало, где есть главные герои : Эрвин - советник президента, девушка Кристи, Юст, а дальше действие разворачивается по иному сценарию. Конечно, мы оставили какие-то базовые вещи, а остальное довели до кинопроизведения, так как сама по себе книга в какой-то момент становится однообразной и мы не могли допустить, чтобы зритель заскучал. Пришлось придумать много новых событий, новых сцен, новых сюжетных поворотов, новых героев, которых даже нет. У нас есть линия с тюрьмой, из которой их выпускают. И в этой тюрьме происходят события, которые образуют сюжет фильма. Еще раз подчеркну, что это кино про любовь и будет таким кривым зеркалом отражения нашей действительности с очень неоднозначным финалом. Смысл картины очень многих удивит и заставит задуматься, что происходит.

Зрителю стоит ожидать что-то похожее на американскую фантастику или…?

Сейчас фильм находится на стадии постпродакшен, и мы утверждаем окончательную версию монтажа, ту, которую увидит зритель. Работаем над музыкой и одновременно над графикой, эскизами. Сейчас самая жаркая пора. Думаю, что на этот раз нам удастся конкурировать с американским продакшеном, так как мы собрали команду потрясающих графиков. У нас будет совершенно новый вид 3D визуализации. Все монстры будут не похожи на тех, которые люди видели до этого.

Это не совсем коммерческое кино. Это не маркетинговый продукт, это ФИЛЬМ. Я хочу, чтобы посетители кинотеатра знали, что, прежде всего это фильм, который создавался с душой, а делали его люди, горящие этой работой и приложившие максимум усилий, чтобы создать действительно хорошую историю.

Чем этот проект отличается от Ваших прошлых фильмов?

Лично для меня эта картина очень значима. Это большая ценность и представляет очень выверенный шаг. Мне много предлагают проектов, похожих на те, что я уже делал. Но я очень хотел снять фильм в другом жанре и показать, что не нужно ставить клише на человека, что все мы разноплановые и можем проявлять себя очень по-разному.

На этом проекте я действительно почувствовал себя режиссером, а не просто человеком, который говорит "Камера, мотор!". Я почувствовал, что такое работа с большим актером, и надеюсь, что и актеры также почувствовали это. И то, что у нашего фильма нет ничего похожего на другие, это точно!

Большое спасибо за интересную беседу. Надеюсь, что при следующей встрече вы расскажите нам про производственную часть процесса.