В начале февраля 2014 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм "Вий 3d", бюджет которого составляет 23 миллиона долларов. Сама картина шла к своему зрителю почти восемь лет. Стоила ли новая интерпретация Гоголя потраченных времени и денег, мы решили узнать у сценариста и режиссера Олега Степченко.

Олег, как появилась идея экранизировать гоголевского "Вия"? Ведь до Вас к этому произведению подступались, по меньшей мере, шесть раз: самая первая немая версия была снята еще в 1916 году, самая последняя - в 2002-м. Но самая известная и любимая в народе вышла на экраны советских кинотеатров в 1967. Что нового Вы решили привнести в этот концепт?

Идея появилась спонтанно. Летним вечером захотелось чего-то такого, за что можно бы побороться и на что потратить время. Было такое состояние, что зарабатывать деньги без смысла и цели стало не интересно. Поэтому сильно захотелось снять "Вия".

Было видно, что российский кинематограф готов к нововведениям! Многие активно начинали работать с компьютерной графикой, тем самым расширяя горизонты понимания кинематографа с использованием мощных спецэффектов. К тому времени я снял фильм "Мужской сезон. Бархатная революция", а параллельно Павел Санаев снимал фильм "На игре". И я ощутил, что мы находимся на той стадии, когда можем сделать что-то интересное именно в развлекательной индустрии, а не в артхаусной.

Помимо внедрения в видеоряд компьютерной графики, хрестоматийный текст "Вия" также претерпел серьезные изменения. Для чего это было сделано, и как шла работа над сценарием?

Я поговорил с продюсером Алексеем Петрухиным, на что бы направить и силы, и деньги, и интерес и предложил идею "Вия". Он сразу зацепился, сказал: "Да, классно! Это очень интересно!". И начали смотреть, может кто-то уже снимает "Вия". Оказалось, что очень много заявок. Люди хотят снимать, а некоторые уже подали заявки и разрабатывают этот проект. Даже Тимур Бекмамбетов разговаривал с Константином Эрнстом о съемках… И мы поняли, или мы сейчас заявляем, что уже снимаем фильм, или нам его не видать. Быстро, за неделю, сделали рекламный ролик, пустили его в кинотеатрах. Написали "СКОРО!" - тем самым мы опередили всех! Ролика тогда еще точно ни у кого не было! И только после этого начали писать сценарий и думать, что же мы будем снимать. Что нового предложить зрителю, кроме того, что это – история про "три ночи". Понятно, что все знают наизусть фильм "Вий", снятый при СССР. Все смотрели, и все боялись. Эта память осталась в людях. Поэтому мы подумали, что даже если мы сделаем спецэффекты, он априори встанет в раздел "хоррор" и будет считаться фильмом ужасов. А фильмы ужасов смотрит небольшой процент людей! Нам же не хотелось снимать фильм для ограниченной чем-либо аудитории.

Поэтому вы перевели фильм в приключенческий жанр?

Да. Поэтому идея классической истории расширялась. А еще, конечно, очень хотелось выйти на зарубежный уровень и показать Гоголя немного с другой стороны. Что за рубежом знают про русскую культуру? Каренина бросилась под поезд, Раскольников зарубил бабку, а теперь появились ведьмы. Эта Гоголевская история не просто треш угар психологический, но еще и мистический треш! Поэтому мы ввели персонажа Грина. Мы думали, как найти ход к пониманию Гоголя, что одно дело пугать всех историей "Вия", а другое - показать зрителю, что Вий, язычество и все эти традиции, страхи, суеверия, связанные с ним, - это такой глубокий пласт, это такая глубочайшая психологическая драма, которая показана в самой повести. Мы ездили по всем Карпатам, провели исследование и поняли, что ничего не изменилось. Они до сих пор обереги везде ставят, круги чертят, крестики защитные вешают.

Вы использовали какие-нибудь обереги на съемочной площадке?

Нет, конечно. Мы поэтому и ввели этого персонажа, ученого, чтобы опровергнуть эту историю, изнутри! Ученый докапывается до каких-то реальных вещей и уже доходит до предела понимания. Он доказал, что все материально, но тут вмешиваются потусторонние силы. Только тогда ученый осознает, что все, что он до этого не понимал, имеет смысл.

Поэтому вы перевели фильм в приключенческий жанр?

Да. Поэтому идея классической истории расширялась. А еще, конечно, очень хотелось выйти на зарубежный уровень и показать Гоголя немного с другой стороны. Что за рубежом знают про русскую культуру? Каренина бросилась под поезд, Раскольников зарубил бабку, а теперь появились ведьмы. Эта Гоголевская история не просто треш угар психологический, но еще и мистический треш! Поэтому мы ввели персонажа Грина. Мы думали, как найти ход к пониманию Гоголя, что одно дело пугать всех историей "Вия", а другое - показать зрителю, что Вий, язычество и все эти традиции, страхи, суеверия, связанные с ним, - это такой глубокий пласт, это такая глубочайшая психологическая драма, которая показана в самой повести. Мы ездили по всем Карпатам, провели исследование и поняли, что ничего не изменилось. Они до сих пор обереги везде ставят, круги чертят, крестики защитные вешают.

В картине снимается много знаменитых актеров. Как вы их подбирали?

Самое интересное и в чем есть некая мистика данного сюжета - мы сначала собрали один состав актеров, и они все согласились участвовать в проекте, но потом кто-то из них заболел, кто-то отказался… Позже я понял, сама жизнь утрясла эту историю. Только нужные люди остались в картине. Так, например, произошла мистическая история с Валерием Золотухиным. Роль Явтуха предложили Золотухину. Он сначала сомневался, но пообещал прочесть повесть. Как он нам рассказывал, он зашел в книжный магазин и увидел, что на полке стоит его книга и книга "Вий", две рядом. Книгу даже читать не стал, сказал: "Это судьба, я снимаюсь. Делайте со мной, что хотите".

Мне предлагали другие фильмы снимать, да и у меня есть свои сценарии, но "Вий" их все перевесил. Для меня он был важнее. Даже сейчас фильм меня затягивает раз за разом своей магией и энергетикой, когда я его пересматриваю. Для меня важно снять качественное кино. Я думаю, что это получилось.

Как вы взаимодействовали с продюсером по время работы над фильмом?

Мы изначально договорились, что сообща мы выбираем самый лучший вариант, который устраивал бы всех. Без амбиций. Даже потом, когда в проект входили другие продюсеры, они принимали эту договоренность. У всех была одна и та же история. Мы хотим заниматься бизнесом, но мы также хотим создавать и творить. Понятно, что есть амбиции у режиссера, у продюсера, но не стоит забывать, что есть еще зритель, оценка экспертов, тестирование. Это влияет на конечный результат. Поэтому мы садимся с продюсерами и все обсуждаем.

Почему проект растянулся на 8 лет? Как вам удалось сохранять веру в успех и не опустить руки?

Знаете, за это время, что я только не слышал. Одни говорили, что я ничего не сниму, вторые разочаровывались, третьи уже сняли несколько фильмов. Спрашивали, зачем я занимаюсь этим "Вием"? И режиссерская карьера не движется…. Но я очень хотел снять этот фильм и точно верил, что все получится, вопрос времени. Мы вышли на западный рынок. Проект уже на стадии разработки вызвал огромный интерес. Поэтому мы сейчас готовим версию "Вия", адаптированную для иностранного зрителя. Только после этого нашим проектом заинтересовался Фонд Кино, и нам выделили деньги господдержки. А потом стали говорить, что наконец-то у нас в России появилось настоящее кино.

Как удалось сохранить команду актеров на протяжении стольких лет?

Все возлагали большие надежды на этот фильм. Актеры остались те, которые должны были остаться. Они очень сильно переживали, звонили, спрашивали, когда же будет фильм. Им очень хотелось, чтобы этот фильм увидел зритель. Они побывали на съемках, увидели масштабность площадки и прочувствовали все это каждой клеточкой… Что и говорить, у нас все лучшие люди были собраны - из России, Германии, Великобритании, Чехии. Этот фильм не мог не заслужить успеха!

Стоит ли ожидать продолжения этой истории? Можно ли из "Вия" сделать удачную кинофраншизу?

Безусловно. Так как мы уже определили, что это будут приключения, то они не могут сразу закончиться. Хотелось увлечь зрителя. Поэтому сначала мы показали "Вий. Проклятое место" и "Вий. Путешествие из Трасвильвании в Московию". Соединили два фильма в один. Получилось, что первая часть фильма мистическая, а вторая часть детективная, таким образом, путем смешения жанров, у нас получилась новая цельная история. Такая тактика применяется и в западных фильмах. Это стало очень популярным.

Впереди жизни у "Вия" есть год для зарубежного проката. Но мы готовим еще один международный проект, который будет нацелен на восток. А именно, история нас заведет в Китай. Мы на себе ощутим прикосновение древних легенд и суеверий, божественное начало которых сохраняется до сих пор повсюду, и в Китае и на Украине.

Что вы пожелаете зрителям "Вия" и читателям нашего сайта?

Любите кино. Сейчас настала эпоха возрождения российского кино. Наша история, как и наша литература до такой степени богата невероятными "блокбастерами", которая может поражать воображение всех и американцев, индусов, китайцев, европейцев. У нас очень мощный литературный запас, и мы можем поднимать пласты целых цивилизаций! Вот даже взять нашего Пушкина и его "33 богатыря"!