Свобода это возможность делать то, что хочется и добиваться того, что хочется, и нести за это сбалансированную ответственность. Герой Джека Николсона несчастливо проверяет этот простенький детский философский тезис на себе и Милош Форман доказывает нам и показывает нам, что свободы в Америке нет. Нет ее для Мак Мерфи потому, что МакМерфи слишком хорош, слишком талантлив для окружающих. Он всех доставший мелкий проказник от которого не только устали, но на которого крайне раздражены. При этом он не совершает никаких крупных правонарушений так, чтобы можно было отделаться от него при помощи электрического стула — он бурлит мелкими проказами и … он достал окружающих настолько, что его медикаментозно лишают воли в психиатрической клинике. Кого он достал? Зрелых, уставших, серых, скучных, бесталанных людей. Некрасивый, надоедливый, он, как ребенок, требует играть с ним так, что он будет практиковать свободу, а его будут справедливо контролировать, но с ним не хотят играть, он вызывает только раздражение и он, несомненно, человек дурного характера. Когда его не удалось утихомирить в тюрьме, от него избавились, поместив в психиатрическую клинику, в которой, благодаря Милошу Форману, громко прозвучало на весь мир шокирующее: человека могут медикаментозно лишить его свободной воли. На мой взгляд это повод для парламентского расследования и Милош Форман снимает один из самых кричаще социальных фильмов за всю историю Голливуда. Устав иметь дело с кем-то, общество парализует его волю, превращая его в овоща, в кролика, которого можно вытащить из кустов за уши и который будет делать вид, что ничего с ним не происходит. Хотя здесь Милош Форман недостаточно суров, потому что психически больных общество превращает в овощи еще одним путем — путем лишения дееспособности.

Милош Форман — эмигрант из коммунистической Чехословакии, дважды чувствующий себя несвободным — как коммунист и как чех — бежал в Америку и … не нашел там свободы, на зато обрел право на весь мир говорить о ней.

А если свободы нет, то зачем Америка? Надо не бредить мечтами об эмиграции, а делать карьеру на родине. После фильма Милоша Формана хорошо понимаешь партийных бонз, всех тех, кто комфортно приспособился к системе и был в сущности прав, если … свободы нет.

И все-таки такие люди как Милош Форман прекрасны — Милош Форман стучится из-за непроницаемого стекла психиатрических больниц и говорит важное: свобода — то, что может быть и это то, за что можно бороться в Америке. Милош Форман оказывает серьезное влияние на серьезные умы и многие предпочли бороться за свободу при демократии тому, чтобы аккуратно делать карьеру при тоталитарном режиме.