Для своего времени фильмы «Брат» и «Брат-2» стали определенного рода прорывом. Несмотря на то, что на экране происходили, казалось бы, далекие от реальной жизни события, по существу, оба фильма выступили апокрифом того «как это было». При этом, ни один из них не потерял в своей художественной стороне и, что особенно важно, они отлично смотрятся даже десять-пятнадцать лет спустя.

Возможно, слишком смелым будет утверждение, что А. Балабанов выступил в качестве преемника традиций советских комедий, однако, в основе его фильмов лежит проверенная временем формула — показать реальные проблемы, придав фильму некоторой абсурдности, как бы самой отрицающей суть происходящего, и заправив его отменным юмором. Однако есть и большая разница — все происходящее на экране стало слишком мрачным, а юмор стал в основном «черным».

В советском кино такой уровень негатива на экране мало кто мог себе позволить, это уже веяние более поздних годов существования СССР. В то время самыми мрачными были фильмы о самой крупной трагедии советского народа — о войне. Однако даже эти фильмы имели проблески радости, жизни, надежды.

Собственно, «Брат» и его продолжение — это тоже фильмы о войне. Она другая, неявная, скрытая — в ней нет открытой конфронтации, но есть виртуальные «свои» и «чужие». Это не нормальная война, но и сама страна, и общество, в котором происходят события, далеки от нормальности.

Главный герой, Д. Багров, вернулся с чеченской войны, которая официально закончена, однако, для него она продолжается. Его реальность — это непрекращающаяся война, на которой все вопросы решает сила — отсюда и известный вопрос, которым задается Багров: «В чем сила, брат?». И хотя в его сознании силой является правда, на деле все свои проблемы Данила решает с помощью оружия.

По сюжету первая и вторая части мало отличаются друг от друга. В первом фильме главный герой борется с кавказской мафией, во втором — уже с русскими и американскими бизнесменами, которые не дают жизни обычным людям. Фильмы отразили настроения людей эпохи перемен, которые, в некоторой степени (большей, чем хотелось бы), сохраняются и сегодня. Именно поэтому, до сих пор эти фильмы, как и их подобия, сохраняют свою популярность.

Оба фильма стали вехой российского кино. С одной стороны, они обозначили переход от советского кино, с другой — задали направление для последующих фильмов в целом и для конкретного жанра, который, собственно, и создали, но главное, они стали лакмусовой бумажкой общественных настроений. На сегодняшний день фильмы стали классикой отечественного кинематографа — его узнаваемость очень велика, фразы из них можно услышать и сегодня не только в обыденных разговорах, но и в политических лозунгах, наконец, сам Д. Багров стал олицетворением героя-борца, а Бодров-младший — олицетворением Багрова.