Всё начинается с красочных страниц детского дневника, который в 1984 году ведёт девятилетняя героиня фильма, Ария (Джулия Салерно). Её отец - самовлюблённый итальянский киноактёр (Габриель Гарко), мать - стервозная французская пианистка (Шарлотта Генсбур), и семья на грани развода. У Арии есть две сестры и любимая подруга, но она мечтает о коте. Девочка пишет школьные сочинения лучше всех, но это радует только подружку и учительницу. Остальным, включая маму с папой, всё равно. Ария любит своих родителей, любит подругу, любит мальчика из параллельного класса, любит своего кота. Она многое видит, много думает (и выдумывает) и почти всё понимает. Но кто же поймёт саму Арию?

Азия Ардженто, общепризнанный enfant terrible итальянского и мирового кинематографа, сняла удивительно хорошее, недетское кино про детскую жизнь души. Удивительно не потому, что в её силе и таланте могли быть какие-то сомнения. Удивительны простота и размах, с которым она это сделала. Ушло желание шокировать и провоцировать, её открытость обрела новую, совершенную форму. Похоже, что Ария и есть сама Азия (Ария - одно из её многочисленных вторых имён), автобиографичность легко считывается. Однако не стоит прямо говорить о каких-то фактах, и с той же уверенностью можно увидеть автора в фигуре эксцентричной матери в блистательном исполнении Шарлотты Генсбур.

Дочь тоскует без внимания и любви родителей, мать, тем временем, эгоистично-творчески царит в прекрасных в своей эклектике интерьерах и всячески эпатирует общественность. Азия сама пишет сценарии своих фильмов, и можно смело сказать, что «Пойми меня, если сможешь» - это и есть она; то, как она видит и проживает эту жизнь показано через чувства и поступки юной и такой цельной натуры Арии. Натуры сильной, чувствительной и чистой. В забавной череде смешного и печального, через которую проходит героиня, лейтмотивом звучит именно чистота.

Маленькая актриса работает замечательно, но ей словно и не нужно ничего играть: весь внутренний мир героини мы видим «в изображении». В преувеличенно ярких красках родительских квартир, в просторе больших для одинокого маленького человека улиц, в огромном чёрном коте и в музыке, такой разной и завораживающей. Весь этот фон составляет существо ленты - наверное, это лучшее, что можно было бы сделать. И когда героиня в финале открыто взывает к пониманию, и возникают заглавные титры, ответ может быть только один. Не нужно её «понимать». Она прекрасна. Её нужно просто любить.